Вывоз мусора газелью, автомобилями КАМАЗ в Спб и ЛО — недорого. Аренда контейнеров.

Законодательство о твердых бытовых отходах

Законодательство о твердых бытовых отходах

Нормативно-правовые документы, регламентирующие обращение с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации подразделяются на: Федеральные законы, Кодексы и Постановления Правительства; санитарные нормы и правила; строительные нормы и правила; стандарты и технические условия; ведомственные нормы и правила.

Федеральный закон №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления»определяет цели и основные принципы государственной политики в области обращения с отходами. Согласно ст.13, устанавливающей требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, организация раздельного сбора отходов возложена на местные органы самоуправления. В этой же статье упоминается Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды, который является ключевым документом при организации раздельного сбора отходов. Типовой порядок сбора отходов на территории городских и других поселений был разработан НИЦПУРО в 2002 году по заказу МПР России, но так и не был утвержден.

Законом регламентируются также правовые основы определения отходов как права собственности, нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами, правовые основы экологического контроля. Статья 9 Закона обязывает лицензировать деятельность по обращению с опасными отходами.

Согласно статье 17 Федерального закона №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года, лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов; заготовка, переработка и реализация лома черных металлов.

Согласно этому закону и формулировке «опасные отходы» в законе «Об отходах производства и потребления» лицензирование не распространяется на деятельность по обращению отходов V класса опасности (практически неопасные), которые не обладают прочими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью), не содержат возбудителей инфекционных болезней. Следует отметить, что формулировка «опасные отходы» считается «достаточно размытой», однако правоприменительная и судебная практика показывает, что одним из основных критериев отнесения отходов к категории опасности является паспорт опасного отхода.

В тоже время существует международные критерии отнесения отходов к категории опасных в Федеральном законе №49-ФЗ от 24 ноября 1994 года «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением», но в отношении твердых бытовых отходов практически не применяемые. Стоит отметить, что в зарубежных странах применяют различные критерии в определении «опасные отходы» и в большинстве случаев муниципальные отходы из домовладений не считаются опасными, т.к. обычно организуется отдельный сбор опасных отходов, образующихся в быту (краски, аккумуляторы, ртутные лампы и пр.).

К прочим международным соглашениям, регулирующим деятельность по управлению ТБО, следует отнести «Стокгольмскую Конвенцию о стойких органических загрязнителях». В частности п.п. d), п.1, ст. 6 требует, чтобы отходы обрабатывались, собирались, транспортировались и хранились экологически безопасным образом, а также принимались меры к нейтрализации стойких органических загрязнителей.Особое значение эта Конвенция имеет при эксплуатации мусоросжигательных заводов и прочих объектов термической обработки отходов, а также пожаров на свалках. Более подробно об этом сказано в Приложении C.

В этой связи также следует упомянуть «Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния», в которой предусматривается обмен информацией и формирование политики, направленной на борьбу с выбросами загрязнителей воздуха.

«Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря» – это еще одно международное соглашение, которое регулирует защиту морского бассейна Балтики, в том числе и от бытовых отходов на побережье.

Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в статье 7 определяет полномочия органов местного самоуправления. Так к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Этот закон также обязывает соблюдать требования к обезвреживанию и безопасному размещению отходов, а ст.24 обязывает нормировать образование и лимитировать размещение отходов. Статья 30 обязывает лицензировать некоторые виды деятельности в области охраны окружающей среды согласно устанавливаемому Правительством перечню.

Федеральный Закон №96-ФЗ от 4 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха», регламентирует требования к предотвращению вредного воздействия на атмосферный воздух отходов производства и потребления при их хранении, захоронении и обезвреживании (ст. 18). Это означает, что все объекты, связанные с переработкой, обезвреживанием или захоронением твердых бытовых отходов обязаны предотвращать и снижать выбросы вредных веществ. Особенно это касается мусоросжигательных заводов и полигонов, являющихся крупными источниками вредных выбросов (углекислый газ, метан и др.).

«Земельный Кодекс Российской Федерации» в статье 13 обязывает землепользователей защищать земли от захламления отходами производства и потребления, загрязнения.

Федеральный закон №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регламентирует санитарные требования (ст.22) к порядку, условиям и способам сбора, использования, обезвреживания, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, которые также должны устанавливаться местными органами самоуправления и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии указанного порядка санитарным правилам.

Согласно Федеральному закону от 23 ноября1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в перечень объектов государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) включены: генеральные планы городов, других поселений и их систем (которые включают в свою очередь генеральные схемы очистки территорий населенных пунктов); технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности; материалы, обосновывающие получение лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду.

Таким образом, практически любая деятельность, связанная с твердыми бытовыми отходами подлежит экологическому обоснованию, особенно то, что касается вывоза, переработки и размещения.

Федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.14 п.п.18) к вопросам местного значения относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Закон РФ «О недрах» регламентирует использование искусственных и естественных полостей, выемок недр для целей хранения и захоронения отходов. Применяется при использовании отработанных карьеров для захоронения твердых бытовых отходов. Так, например, стать 10.1 определяет, что основанием получения права пользования участками недр может быть совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

«Жилищный Кодекса Российской Федерации» определяет правовое поле для жилищных и жилищно-строительных кооперативов ( Раздел V) и товариществ собственников жилья (Раздел VI) и предписывает обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме. Обе формы жилищного самоуправления имеют статус юридического лица. Раздел VII Жилищного Кодекса определяет правила оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги. С согласно п.4 статьи 154 вывоз ТБО входит не в состав коммунальных услуг, а в состав платы за содержание жилого помещения. Также вывоз ТБО не включен в состав коммунальных услуг и в Постановлении Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» . В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Постановлением Правительства от 6 февраля 2006 года № 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом , где вывоз твердых бытовых отходов относится к Перечню обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса.

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» в статье 2 устанавливает в качестве одного из основных принципов законодательства осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также в статье 35 определяет зоны специального назначения для объектов размещения отходов потребления.

Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов. Этот закон устанавливает понятия: организация коммунального комплекса — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; объекты, используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, — объекты, непосредственно используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Согласно Федеральному закону №184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года технический регламент устанавливает минимальные требования, обеспечивающие безопасность продукции или технологического процесса, обязательные к выполнению. Закон вводит добровольный характер применения государственных стандартов (ст.12, 15). Технический регламент вводиться в действие законом. Согласно ст.17, любая организация может разработать и применять собственный стандарт, а также разработать и зарегистрировать собственную систему сертификации. Последствия принятия технических регламентов скажутся в будущем. Ожидается, что это должно привести к сокращению отходов, поступающих на захоронение, за счет расширения принципа ответственности производителя за свою продукцию.

Кодекс «Об административных правонарушениях» №195-ФЗ от 30 декабря 2001 года определяет ответственность за административные правонарушения при управлении твердыми бытовыми отходами. Статья 7.22 определяет ответственность за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. Статья 7.30 определяет ответственность за нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В 8 главе определяется ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Устанавливается ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических правил при обращении с отходами (ст.8.2), а также ответственность за загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (ст.8.31). Статья 8.8 устанавливает ответственность за использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв. Так, например, р яд полигонов эксплуатируются в нарушение принципа соблюдения целевого назначения земельного участка и располагаются на землях сельскохозяйственного назначения. Не проводится рекультивация полигонов и свалок, не проводятся мероприятия по охране почв прилежащих земельных участков. Также статья 8.31 определяет ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах (загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления). Статья 8.21. определяет ответственность за нарушение правил охраны атмосферного воздуха (это касается, например, выбросов свалочного газа на полигоне). Статья 9.4 устанавливает ответственность за нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства. Это касается, например, нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов и пр.

В статье 247 «Уголовного Кодекса Российской Федерации» предусмотрена ответственность за производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил.

Экологические требования в области обращения с отходами регламентируются также в «Водном кодексе Российской Федерации», «Лесном кодексе Российской Федерации».

Согласно Постановлению Правительства от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» , организация и ведение государственного кадастра отходов в части, касающейся обращения с бытовыми отходами, осуществляется

Министерством Природных ресурсов РФ и его территориальными органами совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству). Тоже постановление предписывает МПР России организацию и ведение по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственный кадастр отходов, включающий федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

С отменой Приказа МПР России № 829 от 11 сентября 2003 г. » О ведении государственного реестра объектов размещения отходов» ограничивающего свое действие, исключаявопросы, касающиеся обращения с бытовыми отходами, ведение государственного реестра объектов размещения отходов ничем не регламентируется.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, полномочия МПР России в области осуществления государственного экологического контроля и проведения государственной экологической экспертизы переходят Ростехнадзору. Он ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации опасных отходов.

Согласно Ф едеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом МПР России от 02.12.2002 № 786, твердые бытовые отходы соответствую коду группы 91000000 00 00 0 ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ. Данная система классификации отходов применяется при лицензировании, учете и отчетности, а также при определении платы за размещение отходов и установлении лимитов на размещение отходов.

КОД НАИМЕНОВАНИЕ

91000000 00 00 0

ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ

91100000 00 00 0

Отходы из жилищ

91100100 01 00 4

Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)

91100200 01 00 5

Отходы из жилищ крупногабаритные

91200000 00 00 0

Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным

91200400 01 00 4

Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

91200500 01 00 5

Мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный

91200600 01 00 0

Мусор строительный

91200601 01 00 4

мусор строительный от разборки зданий

91201000 00 00 0

Отходы кухонь и предприятий общественного питания

91201001 00 00 5

пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные

91201100 01 00 5

Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами

91201200 01 00 5

Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами

91201300 01 00 5

Отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений

91201400 01 00 5

Отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий

91201500 01 00 5

Отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев

92000000 00 00 0

ОТХОДЫ СЛОЖНОГО КОМБИНИРОВАННОГО СОСТАВА В ВИДЕ ИЗДЕЛИЙ, ОБОРУДОВАНИЯ, УСТРОЙСТВ, НЕ ВОШЕДШИЕ В ДРУГИЕ ПУНКТЫ

92100000 00 00 0

Электрическое оборудование, приборы, устройства и их части

92110000 13 00 0

Отходы аккумуляторов

92110100 13 01 0

Аккумуляторы свинцовые, отработанные и брак

92110101 13 01 2

аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с неслитым электролитом

92110102 13 01 3

аккумуляторы свинцовые отработанные неразобранные, со слитым электролитом

92300000 00 00 0

Лампы (накаливания, люминесцентные, электронные и другие), стекло с нанесенным люминофором, провода изолированные, кабели и другие изолированные электрические проводники

92310000 01 00 0

Лампы электрические и электронные отработанные и брак

92310100 01 99 5

Электрические лампы накаливания отработанные и брак

92360000 13 00 5

Отходы изолированных проводов и кабелей

92360100 13 00 5

Провод медный эмалированный, потерявший потребительские свойства

92360200 01 01 3

Провод медный, покрытый никелем, незагрязненный, потерявший потребительские свойства

92360300 13 01 2

Кабель медно-жильный освинцованный, потерявший потребительские свойства

Как видно из таблицы, ФККО выделяет из общей массы ТБО отдельные наименования, т.е. компоненты.

В целях расширения классификатора ОКДП Постановлением Госстроя России от 25 мая 2000 г. № 51 утверждены Классификаторы работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе:

Классификатор работ и услуг по виду деятельности «Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов» (выдержки) Коды ОКДП Наименование направлений деятельности, работ, услуг

9010020

Услуги по удалению отходов

9010201

Сбор и перемещение (транспортировка) твердых бытовых отходов

9010202

Сбор и перемещение (транспортировка) отходов производства, разрешенных к размещению на полигонах

9010203

Сбор и перемещение (транспортировка) строительных отходов

9010204

Сбор и перемещение (транспортировка) крупногабаритных отходов

9010205

Сбор и перемещение (транспортировка) отходов от очистки дорог и дорожных сооружений

9010206

Сбор и перемещение (транспортировка) отходов лесопаркового хозяйства

9010207

Сбор и перемещение (транспортировка) фекальных отходов из выгребных ям

9010208

Сбор и перемещение (транспортировка) осадков очистных сооружений

9010209

Сбор и перемещение (транспортировка) медицинских неинфицированных отходов

9010211

Вывоз снега

9010219

Сбор прочих отходов

Перечень наименований работ и услуг, осуществляемых в ходе эксплуатации инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов (подлежащих включению в ОКДП для раскрытия полного состава работ и услуг по данному лицензируемому виду деятельности) (выдержки) N п/п Наименование работ и услуг

19.

Услуги по удалению отходов

19.1.

Сбор и перемещение (транспортировка) твердых бытовых отходов

19.2.

Сбор и перемещение (транспортировка) отходов производства, разрешенных к размещению на полигонах

19.3.

Сбор и перемещение (транспортировка) строительных отходов

19.4.

Сбор и перемещение (транспортировка) крупногабаритных отходов

19.5.

Сбор и перемещение (транспортировка) отходов от очистки дорог и дорожных сооружений

19.6.

Сбор и перемещение (транспортировка) отходов лесопаркового хозяйства

19.7.

Сбор и перемещение (транспортировка) фекальных отходов из выгребных ям

19.8.

Сбор и перемещение (транспортировка) осадков очистных сооружений

19.9.

Сбор и перемещение (транспортировка) медицинских неинфицированных отходов

19.10.

Вывоз снега

19.11.

Сбор прочих отходов

20.

Услуги по захоронению и кремации (утилизации) трупов животных

Согласно Письму Росстроя от 29 июня 2005 г. № ЮТ-2783/03 » Об обеспечении единого подхода к определению основных параметров контроля в динамике (мониторинге) отходов потребления» о тветственность за разработку необходимых документов по вопросу мониторинга в сфере жилищно-коммунального хозяйства возложена на ФГУП «Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами». Мониторингом отходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства считается: контроль объемов образующихся отходов; контроль норм накопления отходов от различных групп образователей отходов; контроль потоков отходов; контроль морфологического состава отходов; контроль объектов, обеспечивающих свою деятельность в сфере обращения отходов; контроль плотности отходов в процессе накопления; контроль над формированием тарифов и платежей населения.

На федеральном уровне статистика ТБО обеспечивается формой № 1-КХ «Сведения о благоустройстве городских населенных пунктов», утверждена Постановлением Росстата от 16 июня 2006 г. №20, где учитывается объем вывезенного бытового мусора, количество твердых бытовых отходов вывезенных на предприятия промышленной переработки, а также площадь мест обезвреживания твердых бытовых отходов.

В отношении юридических лиц и предпринимателей, в процессе деятельности которых образуются отходы, действует Постановление Правительства РФ № 461 от 16.06.2000 г. «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» регламентирует требования к установлению лимитов на размещение отходов, в том числе порядок предоставления документации, обосновывающей лимиты на размещение, а также установление нормативов образования отходов производства и потребления. Разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение должна проводиться на основании Методических указаний Министерства природных ресурсов РФ (утверждены Приказом МПР РФ от 11 июля 2002 года №115).

Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Размещение отходов должно осуществляться на специально оборудованных объектах с разрешения природоохранных органов и с установлением лимитов.

Захоронение токсичных промышленных отходов I, II и III классов опасности допускается только на полигонах токсичных отходов, удовлетворяющих требованиям СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных отходов. Основные положения по проектированию».

Однако зачастую 461 Постановление неверно применяется. Так, например, Товарищества собственников жилья (ТСЖ) обязывают разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования на том, основании, что ТСЖ – это юридическое лицо. Однако в статье 11 закона «Об отходах производства и потребления» указано, что это обязаны делатьюридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами. Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Стоит отметить, что ТСЖ, согласно «Жилищному Кодексу», создаются для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме и обеспечения эксплуатации этого комплекса. В процессе деятельности ТСЖ отходы не образуются (они образуются у собственников жилья этого ТСЖ), а сбор и вывоз отходов осуществляют подрядные организации. Более того, собственником отходов остаются жильцы, т.к. деятельность ТСЖ не предусматривает передачи прав собственности на отходы от жильцов к ТСЖ.

Таким образом, ТСЖ – это управляющая организация и ее деятельность напрямую не связана с обращением с отходами. Соответственно ТСЖ не требуется и лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, т.к. за него это делают подрядные организация коммунального комплекса.

Постановление Правительства РФ № 632 от 28.08.92 г. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» устанавливается порядок определение платы за размещения отходов производства и потребления на специализированных полигонах и санкционированных свалках природопользователями.

Платежи за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия относятся к фискальным сборам за право осуществления какой-либо деятельности, в частности — за право загрязнять окружающую среду (Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 284-О от 10.12.2002г.).

Действие вышеназванных документов не распространяется на жителей, т.е. население не является плательщиком за загрязнение окружающей природной среды.

Базовым документом, определяющим государственную политику в области управления ТБО, является «Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации» (МДС 13-8.2000). Однако этот документ «отстал от жизни» по ряду пунктов. Например, не вписывается настоящее законодательство ст.5.2 «Порядок установления нормативов и взимания платежей за образование отходов, а также освобождение от платы определяется Госстроем России».

Требования к процессам и объектам управления твердыми бытовыми отходами определены в следующих нормативных документах.

В качестве методической помощи местным органам самоуправления разработаны «Методические рекомендаций о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации»МДК 7-01.2003, утвержденные Постановлением Госстроя России от 21 августа 2003 г. № 152.

Постановление Правительства от 21 августа 2001 г. № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» отменяет практику установления различных по величине тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей. Т.е. применение различных тарифов для жителей и предприятий не допускается. В этом Постановлении также требуется довести в 2003 году тарифы на указанные услуги для всех потребителей до уровня, обеспечивающего возмещение затрат на их предоставление и развитие объектов коммунальной инженерной инфраструктуры. В соответствии с этим постановлением Госстроем разработаны «Методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на вывоз твердых бытовых отходов», а также «Методические рекомендации по формированию тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов». Также разработаны «Методические рекомендации по определению Временных нормативов накопления твердых бытовых отходов» для нежилого сектора. Они применяются при разработке Проекта норматива образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН) услуги, касающиеся ТБО имеют следующую классификацию:

КодКЧ Наименование услуги

041000

0

ЖИЛИЩНЫЕ УСЛУГИ, УСЛУГИ КОММУНАЛЬНЫХ ГОСТИНИЦ И ПРОЧИХ КОММУНАЛЬНЫХ МЕСТ ПРОЖИВАНИЯ

041111

4

Сбор бытовых отходов

041112

6

Вывоз твердых и жидких бытовых отходов

Санитарная уборка, сбор мусора и вторичных материалов регламентируется «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденными Постановлением Росстроя от 27 сентября 2003 года № 170. Правила также регламентируют обслуживание мусоропроводов и внешнее благоустройство зданий и территорий.

Техническая сторона устройства мусоропроводов определены в строительных правилах «Мусоропроводы жилых и общественных зданий и сооружений» СП 31-108-2002.

«Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88) устанавливают требования к сбору твердых, жидких бытовых и пищевых отходов. Так, например, согласно пункту 2.1.3. на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Согласно пункту 2.2.5. выбор вторичного сырья (текстиль, банки, бутылки, другие предметы) из сборников отходов, а также из мусоровозного транспорта не допускается.

«Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», введены в действие 15 июня 2003 года. Правила распространяются на объекты по размещению и обработке отходов производства и потребления, включая приемные пункты вторичного сырья, мусороперерабатывающие заводы и мусоросортировочные станции. Правила допускают временное складирование отходов в приемных пунктах сбора вторичного сырья, а также временное складирование отходов IV класса опасности вне территории предприятия.

Регулирование отношений между потребителями и исполнителями в сфере услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, в части защиты прав потребителя, осуществляется в соответствии с «Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года №155. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

«Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01» введены в действие Постановлением Минзрава РФ от 30 мая 2001 года №16. Так, например, согласно п.2.9 на полигонах не разрешается сбор вторичного сырья непосредственно из мусоровозного транспорта. Сортировка и селективный сбор отходов на полигоне допускаются при соблюдении санитарно-гигиенических требований (СП 2524-82).

«Методические рекомендации по организации проведения и объему лабораторных исследований, входящих в комплекс мероприятий по производственному контролю над обращением с отходами производства и потребления» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26 июня 2003 г. N 17ФЦ/3329) регламентируют организацию и порядок проведения лабораторных исследований и предусматриваю лабораторный контроль за сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, хранением, переработкой и захоронением отходов производства и потребления.

«Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденная Министерством строительства Российской Федерации 2 ноября 1996 г., определяет весь цикл работы полигона c технической точки зрения ТБО.

Упомянутыми нормативно-правовыми документами не исчерпывается законодательная база. В каждом конкретном случае применяются и другие специфические нормативно-правовые акты и нормативно-технические документы. Отдельной темы для рассмотрения требует региональное законодательство, а также обращение с ломом черных и цветных металлов.

Ограничения

Внимание: Мы постоянно обновляем цены на нашем сайте, но обращаем внимание: сайт компании СЕРВИС ТРАНС не является публичной офертой. Точные цены называет Ваш менеджер.
Все материалы, включая тексты и изображения защищены авторскими правами.